Муниципальное бюджетное 
общеобразовательное учреждение
"Пламенская средняя 
общеобразовательная школа"

МБОУ "Пламенская СОШ"

Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, д..Сяськелево, улица Школьная, дом 1

8(81371) 67-165 (школа: канцелярия)

8 (81371) 67-275 (директор)

plamschool@gtn.lokos.net

Творчество учителей

16 мая 2023 г.

УРОКИ

 Урок истории - 7 класс

Автор: учитель истории- Якушева Людмила Петровна.

ТЕМА УРОКА: Загадки гения.

(Жизнь и творчество Леонардо да Винчи).

ФОРМА УРОКА: лекция-беседа с элементами лабораторной работы.

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Знакомство учащихся с жизнью и творчеством итальянского ученого и живописца эпохи высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1492-1519гг).

2. Развитие навыков работы в парах.

3. Развитие умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: 1. Магнитная доска для транспарантов.

2. Альбом с репродукциями «Итальянское Возрождение».

3. Копия рисунка Леонардо да Винчи «Витрувианский человек».

4. Калькулятор, линейки, зеркала.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УРОКА:

Новая история 1500-1800гг.

Джорджио Вазари «Жизнеописания»

Альбом репродукций «Итальянское возрождение»

Е.Симачев «Мистический Париж. По следам Леонардо да Винчи»

Дэн Браун «Код да Винчи»

Вступительная беседа: Сегодня у нас не просто урок истории, а урок истории культуры высокого Возрождения. В 15 веке католическая церковь постепенно утрачивает свои авторитарные позиции. Начинается «пробуждение умов». Человек стремится объяснить окружающий мир с научной точки зрения. Возрождается интерес к достижениям античной культуры, которая воспевала красоту человеческого тела, силу человеческого ума и человеческих чувств.

- Как на латинском языке звучит слово «человек»? ( homo)

а прилагательное «человечный» или «человеческий» будет звучать как (humanus).

Таким образом, с 15 века начинается эпоха веры в человека, Эпоха гуманизма. Эта эпоха дала миру целую плеяду талантливых людей: Тициан, Рафаэль, Микеланджело и ,конечно же, Леонардо да Винчи.

«Гениальный человек - гениален во всем» - это про Леонардо .

- в каких отраслях науки и искусства прославился Леонардо да Винчи?

(называйте любую и не ошибетесь)

-математика

-химия

-биология

- физика

-архитектура

-скульптура и, конечно же, живопись.

Живопись Леонардо считал вершиной науки и искусства, так как в ней используются и научные достижения и творчество.

Он оставил потомкам 7 тысяч страниц дневников и рукописей, которые долгое время не возможно было прочесть, так как они оказались зашифрованными. Код был найден только в 18 веке ( Знаменитый «Код да Винчи» прост, как все гениальное – текст читается в зеркальном отражении).

Только в настоящее время ученые по достоинству оценили гениальность Леонардо да Винчи, так как он еще в 15 веке предвидел создание телефона, магнитофона, самолета, вертолёта,

подводной лодки, оставил чертежи парашюта, скафандра и т.д.

- Зачем Леонардо закодировал свои разработки? Вот одна из загадок.

( Леонардо значительно опередил время. Суд инквизиции вполне мог обвинить его в колдовстве ).

Но Леонардо прославили не научные разработки, а всего несколько живописных полотен, в которых он передает потомкам весь объем своих колоссальных знаний.

-Почему так мало живописных полотен написал мастер? Еще одна загадка.

Перед вами «анатомический чертеж» Леонардо или «витрувианский человек».

«Самое совершенное мое творение» - говорил о нем мастер.

Этим рисунком Леонардо показал четкую пропорциональность

строения человеческого тела.

Советую поупражняться дома:

- измерьте свой рост и поделите его на измерение от пупка до ступней

- измерьте руку от плеча до кончиков пальцев и поделите на длину предплечья

-измерьте ногу от бедра и поделите на длину голени

- голени и ступни, предплечья и ладони и т.д.

Вы получите одинаковый результат. Это знаменитое число ФИ=1,618

Число совершенства.(на доске транспорант)

Лабораторная работа:

А на уроке нам проще всего измерить длину среднего пальчика и соотнести его с верхней фалангой.

Так мы можем узнать – насколько мы приближены к совершенству, а может кто-то из нас абсолютно совершенен.

Дома уточните измерения, ведь на теле человека насчитывается около тысячи пропорциональных частей и их соотношение равняется числу ФИ.

Во всех живописных творениях Леонардо да Винчи выдержана пропорция, присутствует точный математический расчет объема и перспективы пространства, потому его произведения так прекрасны и совершенны. Каждую картину он пишет в течение нескольких лет.

А рисует он в основном мадонну, т.е. женщину – мать.

Посмотрите на одну из ранних картин Леонардо да Винчи «Мадонна с Младенцем»1490г.

-Кто изображен на картине? Святая Дева или обыкновенная земная женщина?

- Почему вы считаете именно так?

Молодая женщина с младенцем изображена на фоне окон.

- Что вы видите за окном?

( горный пейзаж с высоты птичьего полета)

Таким образом, Леонардо преклоняется перед материнством и обожествляет земную женщину.

А вот как и откуда он мог увидеть такой пейзаж? - еще одна загадка мастера

Но самой загадочной картиной Леонардо да Винчи стала знаменитая «Мона Лиза» 1505г.

Лабораторная работа:

Искусствоведы до сегодняшнего дня ломают голову над тем

- Кого же изобразил мастер в образе «Моны Лизы?

Существует несколько версий. Вы узнаете их, применив «код да Винчи».

- вспомните, как ученые прочитали рукописи мастера?

(Каждая парта получает карточку с версией. Необходимо ее расшифровать, обсудить с соседом : почему данная версия имеет право на существование? Представить версию классу со своей аргументацией).

1.Мона Лиза – супруга богатого флорентийского купца Франческо дель Джокондо.

2.Мона Лиза – одна из любимых моделей Леонардо да Винчи.

3.Мона Лиза – автопортрет самого Леонардо да Винчи.

4.Мона Лиза – это изображение Святой Девы.

5.Мона Лиза – это портрет матери Леонардо да Винчи.

(Версии записаны в зеркальном отражении).

Какой версии Вы отдаете предпочтение? (Направленный опрос учащихся).

Дело в том, что все версии имеют право на существование. (Версия о матери наиболее реальна).

Учитель объясняет «почему?».

Леонардо родился в местечке Винчи недалеко от г.Флоренция. Там находился загородный дом его отца, богатого нотариуса. А матерью его стала красивая местная крестьянка. Семья отца не допустила неравного брака, но мальчика признала и он рос в богатстве и роскоши, получил прекрасное образование и воспитание.

Гуляя с няней, он часто видел недалеко от дома красивую женщину, которая часами стояла неподвижно и смотрела на него. На лице ее играла загадочная улыбка печали и восхищения одновременно. Эти глаза и эту улыбку он запомнил на всю жизнь – и все его «мадонны» имеют черты самой любимой женщины, его матери. Они смотрят на зрителя и печально улыбаются ему, как когда-то мать смотрела на своего маленького, потерянного сына.

О творчестве Леонардо да Винчи можно говорить бесконечно. А время у нас ограничено. Поэтому подведем итог нашей беседы:

- На какие загадки мастера мы обратили внимание на уроке и даже попытались их решить.

(На доске перевернутые транспаранты).

Я выделила 5 загадок гения, их, конечно, гораздо больше. Может вы подметили что-то свое. Давайте вместе их называть.

1.Зачем Леонардо да Винчи закодировал свои дневники и рукописи?

2.Почему Леонардо да Винчи считал «анатомический чертеж» самым совершенным своим рисунком?

3.Почему Леонардо да Винчи так долго писал свои картины?

4.Кого изобразил мастер в образе Моны Лизы?

5.В чем секрет её улыбки?

Если вас заинтересовала загадочная личность Леонардо да Винчи и его творчество, познакомьтесь со следующей литературой:

Егор Симачев «По следам Леонардо да Винчи».

Нашумевший бестселлер Дэна Брауна «Код да Винчи».

Благодарю за работу, спасибо за внимание.

 

 

Интегрированный урок

 по трудовому обучению и краеведению

авторы: Акимова Т.И., Коугия Н.А.

Класс: 8

Старое уходит, но его нужно беречь, охранять, пропагандировать.

Наша русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши тревожные дни. Хлеб и соль зовут к миру, к созиданию, к теплу домашнего очага. Но не повсеместно ушло все старое, доброе, что велось веками.

Тема урока:

Почему так названы?

Цели и задачи урока:

Дать общее представление о жизни и быте

крестьян в XIX веке;

Объяснить происхождение названий

местных населенных пунктов;

Ознакомить учащихся с интерьером и

Убранством русской избы;

Прививать любовь и уважение к семейному

очагу и развивать интерес к жизни и

мировоззрению наших предков.

Умения и знания:

Уметь объяснять происхождение названий

местных деревень;

Иметь представление об устройстве

крестьянской избы и некоторых элементах

убранства.

Средства обучения:

Интерьер крестьянской избы XIX века

( музейный уголок «Русская изба»);

Набор карточек;

Предметы быта и убранства избы;

Иллюстрации, слайды.

Сегодня у нас несколько необычный урок, урок – путешествие в прошлое нашей местности, где мы должны познакомиться с жизнью и бытом жителей наших деревень, узнать, откуда произошли некоторые названия. Мы заглянем в жилище крестьянской семьи, жившей более 100 лет назад. Для работы нам необходимы тетради, назовем их «дневником путешественника».

 

Свое путешествие мы начнем с того, что попробуем выяснить, а почему так называются наши деревни. Ведь это всегда интересно, особенно человеку, который впервые слышит эти непривычные названия населенных пунктов. В этом нам поможет группа специалистов по топонимике, которая заранее получила задание.

Сообщение уч-ся:

Города и деревни, реки и озера, улицы и площади – все они имеют свои названия, порой непонятные и необычно звучащие для нашего уха. Для этого мы обратимся к топонимике. Топонимика – наука о названиях. Географические названия наших деревень произошли по- разному. Многие названия нельзя объяснить утвердительно. И все же выделим некоторые группы.

И так, откуда же взялись и как переводятся некоторые названия деревень.

Сообщение учащегося:

 

В 17 веке наша местность была занята шведами, которые стали из Финляндии переселять сюда финские семьи. Держались финны обособленно, плохо сходились с русскими и местными финнами, и селились отдельно. Именно от них пошли многочисленные названия с характерными окончаниями на – ово, - ево, что в финской грамматике того времени указывало на место расположения.

Так как «Сяськи» - с финского переводится как комар, то получается, что «Сяськелево» переводится как «комариное место», «комарово».

«Ребболово»- от слова «ребба» - что значит – «лиса»; «Тойворово» - от слова «Тойва», что значит «надежда».

Кстати, для севера – западных областей России характерно и окончание –ицы, которое распространилось в 18-19 веках (Туганицы, Луйсковицы).А также окончание –ино, указывающее на принадлежность к чему-либо или к кому-либо.

Многие учащиеся школы у нас живут в Жабино, не столь далеко от нас и Елизаветино. Откуда же они произошли?

Сообщение учащегося:

 

Нельзя с твердой уверенностью сказать о происхождении названия деревни Жабино. То ли происходит оно от наименования растения «Жабик» или «Жабник» семейства лютиковых, некогда распространенного в этих местах, то ли от «Жабина» («Жабка») как в старину назывались дары в жернове. Скорее всего оно связано с возможными первыми владельцами этой земли – новгородскими боярами Жабиными, жившими в этих краях. Есть сведения о новгородском боярине Иокинфе Жабине.

А в 1613 году царь Михаил Романов пожаловал земли за военные заслуги Степану и Ивану Жабиным.

Название Елизаветино произошло от имени владелицы этих мест княгини Елизаветы Трубецкой, при которой была построена железнодорожная станция, названная ее именем.

Деревня Нисковицы по – видимому называется по имени помещика Нискова, владевшего деревней до революции.

 

На последующих уроках узнаем и о происхождении других названий деревень. А сейчас нам пора и побывать в этих деревнях, заглянуть в избу 19 века.

И так, перед нами крестьянская изба.

Давайте зайдем и познакомимся с ее устройством. А помогут нам в этом, наши экскурсоводы.

 

Избу срубить – не простое дело, это не только четыре угла, да крыша. Русский крестьянин ставил дом прочно, основательно, на века.

Изба – от истба глагола «истопить».

Поэтому изба – эта теплая часть жилища, в которой ставили очаг (печь).

В дом вела низкая дверь: хочешь не хочешь, а придется поклонится хозяевам.

С давних времен и вплоть до 19 века ставили почти исключительно «курные» избы.

А что обозначает это слово?

В чем особенность этой избы?

И похожа ли наша изба на курную?

Курная – или черная (топит по- черному).

В верхней части избы оседал толстый слой сажи, т.к. печь не имела выхода на улицу в виде трубы.

Радушный хозяин всегда проводит в «красный угол» напротив дверей. Здесь под иконами место для почетных гостей.

«Красный угол» - он же «большой», «святой», «Божий».

 

А символика красного цвета обозначала – огнь, зарю, жизнь.

Изба без печи – не изба. С печью, занимающей едва не половину избы, связан весь быт русского крестьянина –от рождения до смерти.

Так, что же значит печь для крестьянина?

В старину про нее говорили так: «Печь нам мать родная. На печи все красное лето».

В «красном углу» под образами располагался стол, а с двух сторон от него лавки или скамьи. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье.

Кто ответит, чем различаются, например «лавка» и «скамья»?

Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали.

А теперь, посмотрите внимательно и подскажите, о каких предметах интерьера мы вам еще не рассказали?

И так ли уж они были необходимы в крестьянской избе?

 

Мы познакомились с устройством избы. А теперь попросим рассказать нам об интерьере и некоторых элементах убранства изба.

Сообщение учащегося:

Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно себе представить.

Давайте попробуем заглянуть в избу в обычный день.

Утром, когда вся семья еще спала, хозяйка вставала и затапливала печь. Завтракали очень рано, часто до восхода солнца.

Русский крестьянин с глубочайшим уважением относился к еде, потому что она олицетворяет саму жизнь.

Располагались за столом в порядке старшинства. Посадить человека за столом на место, не соответствующее его положению, считалось величайшим оскорблением, хотя говорили: «Не место красит человека, а человек место».

Перед обедом руки мыли обязательно, и для вытирания их служили особые полотенца, богато вышитые, с кружевными краями. Полотенце играло в быту русских людей особую роль: на полотенце подносили «хлеб – соль» дорогим гостям, полотенцем опоясывались сваты, исполнял свои обязанности. Дарили уезжающим сыновьям матери, а мужьям – жены. Вышитыми полотенцами украшали образа в домах.

Полотенце – бельевое изделие, в виде удлиненного полотнища, служащего для вытирания.

С глубокой древности старались люди придать предметам сервировки стола красивую форму.

Плетеные из лозы кружевные хлебницы, сделанные из лыка туески.

Туес – цилиндрический короб, выполненный из коры дерева.

Доленная деревянная утварь была не только удобна, практична, но и красива.

Особенно разнообразны были деревянные солонки и ложки. Дерево обладает рядом удивительных свойств, например, в ней не отсыревает мука и соль.

А сейчас, вы попробуйте сами отгадать, что это за предмет и какая роль отводилась ему в убранстве избы?

Происходит демонстрация предметов с последующим их угадыванием.

Спасибо за экскурсию!

Подведение итогов.

И так, мы заканчиваем наше путешествие в прошлое. Что –же появилось в нашем с вами дневнике путешественника?

 

Появились новые слова. Давайте вспомним:

- Что же означает слово «Топонимика»?

- Что объединяет названия деревень Сяськелево, Тойворово,

Ребболово?

- А что общего в названиях Жабино, Елизаветино?

Домашнее задание:

Найти объяснение следующих названий: Никольское,

Рождественно, Воскресенское и попытаться объяснить,

что их объединяет?

Посмотрите внимательно и ответьте, какие слова относятся к устройству избы, а какие к убранству?

Домашнее задание:

Найти и записать в тетрадь значение следующих слов:

сарафан, кокошник, душегрея.

А закончить урок хочется словами В.Г. Белинского:

Всякая благородная личность
глубоко сознает свое кровное родство,

свои кровные связи с Отечеством.

 

Урок музыки

"Рок - музыка и жизнь".

 Учитель: Раудмунд Регина Кальювна

 8.в класс

Цель: развитие умения вступать в речевое общение, умение дискутировать, обозначать проблему, участвовать в диалоге. Форма урока: урок-диспут Оформление кабинета:

На доске - схема стилей в западной рок-музыке; фотографии необходимых для диспута рок-групп («Пинк Флойд», «Ромштайн», «Металлика», «Нирвана»).
Класс (учащиеся) условно разделены на 3 группы: поклонников хард-рока, «нирванистов» и экспертов.

Ход урока.

Вход в класс на музыку «DeepPurple» «Дым над водой».

Учитель: приветствие.

Не правда ли, очень «громкая», динамичная музыка, которая вызывает у слушателей разные эмоции: восхищение, раздражение и др.

Что это за музыка? (рок-музыка)

Сегодня мы попробуем разобраться, где и когда она появилась и, самое главное,
почему?

3. Диалог с учителем по теме «Западная рок-музыка».
-Где появилась эта музыка?

-Почему именно в Англии и США?

-Чья это культура и почему?

-Какова манера пения этой музыки и почему?

-О чем были эти песни?

-Кто исполнял эту музыку (профессиональные музыканты или любители)?

4. Учитель:

-На доске вы видите схему 2-х этапов развития западного рока: I этап - 60-е годы - хард-рок; II этап - 70-е годы - панк-рок. -В какой период работали лучшие группы и музыканты, а в какой -любители ?

5. Учитель:

Представляет все 3 группы: «хардовцы», «нирванисты», эксперты и предлагает каждой из 2-х групп рассказать о себе.

Лазебный И. представляет хард-рок (группа «Пинк Флойд») - слушание 4-й песни из фильма «Стена».

Астахов А. представляет рок-группу «Ромштайн» (Германия) - слушание композиции «Москва»

Учитель к экспертам:

-Где музыка более агрессивна? -Почему? (идти от текста).

Романова Т. Представляет группу «Металлика» (хэви-металл, США) - слушание
музыкальных фрагментов.

Игнатьева Н. представляет группу «Нирвана» (панк-рок) - слушание музыкальных фрагментов.

Учитель:

Нирвана» - это состояние высшего блаженства, отрешение от всех жизненных забот (дословно).

-Как любители нирваны достигали такого состояния? (при помощи приема наркотиков).

12. Вопросы для 3-х групп:

-Есть ли будущее у этой молодежи и какое?

-Вы хотели бы для себя такой судьбы?

-Влияет ли, по-вашему, рок-музыка (и любая другая) на нашу жизнь?

-Нужна ли молодежи своя музыка и для чего?

-Что нужно сделать, чтобы не стать агрессивным?

-Как бороться с пороками жизни?

13. Обобщение по теме:
Высказываются все 3 группы.

Учитель: в душах молодежи идет борьба, поиск своих идеалов, жизненного пути, становление себя как личности в этом сложном мире, и тот, кто не способен сопротивляться действительности, может оказаться в кризисной ситуации. Как верно сказано в одной авторской песне: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу: Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя...»

Желаю вам выбрать для себя ваш путь, пройти его достойно, не потеряв себя. Закончим нашу встречу песней «Let it be» («Пусть будет так») (из репертуара ливерпульской группы «Beatles»: «Нельзя терять надежду, что судьбой дано - пусть будет так».

 

Решение задач по физике в 8 классе по теме:

«Законы постоянного тока».

Учитель: Стерин А.С.

Цель урока: развитие коммуникативных качеств личности, формирование умения решать задачи, объяснять их решение анализировать, оценивать работу партнеров.

Задачи:

совершенствование умения учащихся работать в парах;

развивать умение получать нужную информацию друг от друга;

осуществлять в учебном процессе взаимоконтроль;

развивать умение учащихся качественно выполнять работу в течение отведенного времени.

План урока:

Этапы урока Время,

мин.

Приемы и методы
1. Организационные вопросы

2-3

Сообщение учителя
2. Решение задач по индивидуальным

карточкам

15-20

Самостоятельная работа учащихся
3. Работа в динамических парах

15-20

Объяснение решения задач партнерами, взаимопроверка
4. Подведение итогов

2-3

Выводы и оценка работы учащихся

Оборудование: карточки с заданиями, номер, маршрутный лист, карточка взаимопроверки каждому ученику.

На первых уроках на доске схема движения учеников по классу.

Пример содержания задач одной из карточек.

№1

1.Каким сопротивлением обладает нагревательный элемент, рассчитанный на напряжение 110В, если сила тока в нем 5А (22Ом)

2.Найти общее сопротивление и ток в цепи состоящей из двух последовательно соединенных резисторов 5 и 8 Ом, подключенных к источнику 26 В

  •                3.Какое напряжение на концах никелиновой проволоки длиной 45м и  с сечением 0,1мм2,  если по ней протекает ток 0,2А?

4.За какое время электрический утюг выделит 400Дж теплоты, если ток в спирали 3 А, а напряжение в сети 220В?

После сообщения плана урока учителем учащиеся приступают к самостоятельному решению задач. После отведенного на решение задач времени по сигналу учителя учащиеся начинают работу в парах. Устанавливая очередность, они объясняют друг другу одно задание своей карточки. Первый ученик излагает ход рассуждений, поясняет решение задачи, второй ученик слушает, делает записи в своей тетради, задает вопросы, анализирует, предлагает (если возможно) свое решение, оценивает работу первого ученика и выставляет оценку в лист взаимопроверки.

Затем учащиеся этой пары меняются ролями. Отработав в паре, они меняют состав согласно схеме движения указанной в маршрутном листе, образуя новые пары.

Пример схемы возможных маршрутов.

1        2                            1            2

3        4                            3            4

5        6                            5            6

7        8                            7            8

                                        9            10

Маршруты                                          Маршруты

1 → 2 → 3 → 5                                            1 → 2 → 3 → 4

2 → 1 → 4 → 8                                             2 → 1 → 4 → 3

3 → 5 → 1 → 6                                             3 → 4 → 1 → 2

4 → 6 → 2 → 7                                              4 → 3 → 2 → 1

5 → 3 → 7 → 1                                              5 → 6 → 7 → 8

6 → 4 → 8 → 3                                              6 → 5 → 8 → 7

7 → 8 → 5 → 4                                              7 → 9 → 5 → 10

8 → 7 → 6 → 2                                               8 → 10 → 6→ 5

                                                                       9 → 7 → 10 → 6

                                                                        10 → 8 →9 → 7

После завершения работы ученики сдают листы взаимооценки мне для заполнения экран учета (прилагается) и выставления оценки. Ученик может получить за каждое задание максимально 3 оценки (самооценка, оценка партнера, оценка учителя).

Проанализируем работу каждого ученика по данной технологии. Ему пришлось решить 4 задачи самостоятельно, рассказать их своим партнерам, записать решение на чистом листе, кроме того столько же раз слушать объяснения своих одноклассников, анализировать, предлагать свои варианты решения (если возможно), отвечать на вопросы товарищей, выслушивая их мнения о своей работе, следить за ходом решения задач партнера, обсуждать и анализировать их работу и оценивать ее.

Таким образом, использование такой методики позволяет приобрести более прочные умения и навыки в решении задач. Учащиеся класса имеют возможность передать свои знания, получить друг от друга нужную информацию, осуществлять в учебном процессе взаимопомощь и взаимоконтроль, работать в темпе, соответствующем индивидуальным особенностям – способностям и возможностям каждого. Они бывают в роли консультанта, ведут учет работы, управляют процессом обучения. Таким образом, учебная программа осваивается общими усилиями, а объем работы, выполняемой всеми, больше объема работы, выполненной каждым. Учеба действительно, приобретает коллективный характер.

 

ПОУ по теме "ПЛАН И КАРТА"

 6 класс

учитель: Баластаева Н.В.

Учебно-образовательные задачи: Систематизировать знания учащихся по теме.

Оборудование: 1.топографические и физические карты

2.сигнальные карточки

3.опорные схемы

4.карточки учета знаний

ПЛАН УРОКА: 1.Повторение понятий по теме

2.Выявления признаков отличия плана местности от географической карты.

3.Географический диктант "Условные знаки плана" 4.Прочти план

5.Практическая работа: составление простейшего плана местности по описанию.

б.Работа с картами атласа "Нахождение географических объектов по координатам"

7.Работа с текстом учебника "Как план местности и географические карты используются человеком"

ХОД УРОКА:

1.ПОНЯТИЯ:

На доске выписаны варианты ответов: Горизонталь - 1

Геогр. карта - 2

Абсолютная высота – 3

Масштаб - 4

План - 5

Учащиеся поднимают сигнальную карточку с вариантом ответа.

1. Как называется превышение точки земной поверхности над уровнем моря

2.Линия соединяющая точки с одинаковой высотой

3.Уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности, ее частей и отдельных стран мира на плоскости

4.Степень уменьшения и увеличения изображения в сравнении с величиной объекта.

5.Чертеж, который отображает на плоскости условными знаками в определенном масштабе местность и какие на ней размещены объекты

2.ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ПЛАНА, КАРТЫ:
Заполнение таблицы:
№ признака план или карта

Признаки:

1.Мелкий масштаб

2.Крупный масштаб

3Чертеж небольшого участка местности

4Вычерчены меридианы и параллели

5.Стороны горизонта определяют по рамке чертежа

6.Изображение всей Земли

7.Рельеф изображают с помощью горизонталей и цветного фона

8Условными знаками показаны леса, поля и другие объекты

9. Зеленым цветом показаны равнины

10.Изображают холмы

З.ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:

Учитель показывает условные знаки. Учащиеся через запятую их записывают.

4.ПРОЧТИ ПЛАН

Работа в паре. На партах разложены планы местности. Учащиеся отвечают на 5 вопросов:

1 .Определить масштаб плана

2.В каком направлении от поселка Михалино находится озеро

Черное

З.Чему равно расстояние от поселка Михалино до озера Черного

4.Что расположено в центре озера Черного

5.Что растет на этом острове

5.СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТЕЙШЕГО ПЛАНА МЕСТНОСТИ ПО ОПИСАНИЮ:

С юго-запада на северо- восток местность пересекает река. Через

середину реки перекинут деревянный мост.

От моста на север идет грунтовая дорога ,ее длина 600м.

Она приводит в деревню. Вокруг деревни луг. Правый берег реки

заболочен. Вдоль левого берега сплошные кустарники.

6.ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЙ:

Работа с сигнальными карточками.

Меридиан - 1

Параллель - 2

Широта - 3

Долгота - 4

Градусная сетка - 5

Учащиеся поднимают карточку с вариантом ответа.

1.Линия,условно проведенная по поверхности Земли параллельно

экватору

2.Линия, условно проведенная по поверхности Земли от одного

полюса к другому.

З Сеть на географической карте или на глобусе, получающаяся от

пересечения меридианов и параллелей

4.Расстояние какой-либо точки земной поверхности от начального

меридиана, выраженная в градусах.

5. Расстояние какой-либо точки на земной поверхности от

экватора, выраженное в градусах.

7."НАХОЖДЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ПО КООРДИНАТАМ:

1.  10 января 1821 года русская экспедиция на судах "Восток и Мирный открыла остров координаты которого: 69ю.ш и 91 з.д. 2.На большом острове, центральная часть которого расположена на 19ю.ш. и 47в.д. водятся самые маленькие полуобезьяны. Длина их тела 12см.

8. РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА:

Ответить на вопросы: Для чего необходимы план и карта.

КАРТОЧКА УЧЕТА ЗНАНИЙ:

1зад      2зад    Ззад    4зад     5 зад      6 зад        7зад       8 зад

5отв-5 10отв-5 15отв-5 5отв-5             5отв-5  2 отв-5   5отв-5

4отв-4  8-9отв-4  10-14отв-4  4отв-4     4отв-4               4отв-4

Зотв-3  5-7отв-3  9-7отв-3  Зотв-3         Зотв-3                Зотв-3

                                                               

                                                                                                                                                      Урок математики в 1 классе "Сложение и вычитание в пределах 100"

Учитель: Пушкина М.И.

Конспект урока.     Презентация к уроку.

                                                         

Презентация к уроку ОБЖ.

 

Игра "Азбука безопасности"

Сценарий игры«Азбука безопасности»

1. Станция «А ну-ка, эрудит!»

А) Ответить на максимальное количество вопросов за 15 секунд.

 

 1.Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе)

2.Человек, едущий на транспорте. (Пассажир)

3.Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход)

4.Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак)

5.Место ожидания автобуса. (Остановка)

6.Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай)

7.Номер телефона скорой помощи. (03)

8.Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка)

9. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)

 

Б). Загадки.

 

 Побеждает команда, отгадавшая загадки за наименьшее количество времени.

 

1. Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль, автобус)

 

  1. Стою я с краю улицы

В длинном сапоге _

Чучело трехглазое

На одной ноге. (Светофор)

 

  1. В два ряда дома стоят

Десять, двадцать, сто подряд,

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. (Улица)

 

  1. Не живая, а идет;

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

 

  1. Маленькие домики

По улице бегут.

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Автобус)

 

  1. Два колесика подряд

Их ногами вертят,

А поверх торчком

Сам хозяин крючком. (Велосипед и велосипедист)

 

  1. Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)

8.      В снег и в дождь, в грозу и в бурю
Я на улице дежурю.
Мчатся тысячи машин.
Я проезд им разрешаю.
Если руку подниму, нет проезда никому. (Регулировщик)

9.      Этот конь не ест овса,

10.   Вместо ног – два колеса.

11.   Сядь верхом и мчись на нем,

12.   Только лучше правь рулем. (Велосипед)

1.      Я глазищами моргаю

2.      Неустанно день и ночь

3.      Я машинам помогаю

4.      И тебе хочу помочь. (Светофор)

1.      Что за чудо этот дом!

2.      Окна светлые кругом,

3.      Носит обувь из резины

4.      И питается бензином. (Автобус)

13.   У машины – есть,

14.    У телеги – есть

15.   У велосипеда – есть

16.   А у поезда не счесть. (Колесо)

5.      Через реку во всю ширь

6.      Лег огромный богатырь.

7.      Он лежит – не дрожит,

8.      По нему трамвай бежит. (Мост)

  2. Станция  «Транспортная »

 

Побеждает команда, ответившая на большее количество вопросов.

 

1. Какой транспорт ездит по улицам?  Какие виды автомобилей вы знаете? (специальные, строительные, дорожные, пассажирские, сельскохозяйственные).

2.  Какие виды транспорта вы знаете?  (автомобильный, водный, воздушный и железнодорожный)

  1. Основное назначение всех видов транспорта? (Перевозка грузов и пассажиров)
  2. Как определить, что машина должна поехать задним ходом?
  3. Как правильно обходить стоящий транспорт?
  4. Чем отличается движение транспорта зимой от движения летом?
  5. Рассказать, какие правила поведения в общественном транспорте должен знать каждый пассажир. (Какая команда больше правил назовет.)
    • Автобус нужно ожидать только на автобусной площадке.
    • Посадка только при полной остановке транспорта.
    • Не спеши сразу сесть, помни, что кроме тебя есть старики, женщины с маленькими детьми, инвалиды.
    • Нельзя шуметь, громко разговаривать, мусорить.
    • Не прислоняться к дверям.
    • Не высовываться из окон.
    • Держаться за поручни
    • Стоять передом по направлению движения

 

Игра “Паровозик”.

 Играет вся команда. Первые игроки обегают препятствие и возвращаются к команде, к ним цепляются вторые игроки, потом третьи и т.д. Побеждает та команда, которая в полном составе, держась друг за друга, быстрее придет к финишу.

3. Станция «Дорожные знаки»

Побеждает команда, ответившая на максимальное количество вопросов по знакам дорожного движения.

1.      Какие бывают знаки? (информационные, запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, знаки особых предписаний)

2.      Показать и назвать знаки из предложенных на картинке.

 

4. Станция «Пешеходная»

1. По нарисованному перекрестку команда должна правильно перейти дорогу.

За каждое нарушение начисляется штрафной бал.

2. Разгадать предложенный кроссворд

Побеждает команда отгадавшая кроссворд на наименьшее количество времени

5. Кроссворд  “Самое важное на дороге”.

  1. Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)

2. Трехглазый постовой. (Светофор)

3. Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)

4. Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)

5.Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)

6. Пешеходный переход по-другому ( Зебра)

7. Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)

8. Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)

9. Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)

10. Его боятся нарушители правил. (Инспектор)

11.В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 По вертикали

  1. По этому животному ходят
  2. Его крутят водители
  1. Машины, автобусы, грузовики, мотоциклы – всё это …
  2. Оно бывает одностороннее и двухстороннее
  3. В автобусе едут ….
  1. Проезжая часть, трасса
  2. У него три глаза
  3. Укатывает асфальт
  4. Он бывает надземный и подземный.

 По горизонтали

  1. Транспортное средство, машина

     6.    ПДД - … дорожного движения

  1. Спортсмен, который крутит педали

12. Дорога пешехода